Ее голосом говорил Донбасс
«В эфире Донецкое телевидение», - впервые эти слова прозвучали с экранов 28 августа 1956 года. Именно к своему профессиональному празднику, ко Дню шахтера, пятьдесят пять лет назад Донбасс получил такой подарок. Чудо из чудес. Революция в техническом прогрессе, сравнимая разве что с полетом человека в космос. Когда эпохе Донецкого телевидения был дан старт, ведущая областного ТВ, более сорока лет приветствующая зрителей с экранов своим особым «здравствуйте!», а тогда просто школьница Людочка Царевич, не могла даже в самых дерзких своих мыслях мечтать о том, чтобы занять место этих небожителей – дикторов телевидения. Сегодня же ее по праву называют легендой Донецкого ТВ. В канун знаковой даты - Людмила Царевич откровенно о своем профессиональном пути, предначертанном свыше, о роли случайностей в судьбе и о современном телевидении, на котором она бы никогда не согласилась работать.
В телевизор? Фантастика!
Что такое телевидение, Людмила Царевич могла только догадываться даже тогда, когда для Донбасса оно уже перестало быть фантастикой. В их семье просто не было телевизора. Отец погиб на фронте. Жили вдвоем с мамой. Жили небогато.
- И было нам не до телевизора. Телевизор был у тетки. И мы с мамой вечерами ходили к ней на просмотр, - вспоминает Людмила Ивановна. - Приходили соседи целыми семьями. На всех не хватало стульев. Молодежь садилась прямо на пол. Это было какое-то чудо! Мы смотрели на экран, затаив дыхание. Они все были такие красивые, удивительные, недосягаемые.
Со временем она знала всех дикторов, но больше других любила слушать Валентину Орел. Но не смела даже мечтать о том, что через несколько лет станет ее ученицей!
Тяга к профессии, которая со временем подчинит себе всю ее жизнь, появилась у Людмилы Царевич еще в школе. Без нее не работал ни один кружок самодеятельности, она была диктором школьного радио, читала стихи, вела концерты, устраивала импровизированные представления во дворах…
- Я считала себя готовой артисткой и думала, что путь у меня один – на сцену, - улыбается Людмила Царевич.
«Сердце стучало в голове»
Несмотря на мечты, путь в Московский институт кинематографии после окончания школы для нее оказался закрыт. Заболела мама, за ней нужно было ухаживать. Тогда вместе со школьной подругой Людмила пытается поступить в медицинский и, к счастью, проваливает экзамены. Только спустя годы она понимает, что так и должно было быть. Вернувшись домой, Людочка слышит объявление: «Требуется диктор на радио» и не задумываясь едет на студию. Отбор проводили известные послевоенные дикторы Виталий Рассолов и Надежда Молчанова. На вопрос мэтров, что она умеет, уверенно ответила: «Я уже работала диктором. В школе». Тонкий, непоставленный голос. Сопливая девчонка. К всеобщему удивлению, несмотря на то что конкурс уже закончился и с кандидатурой на должность диктора радийщики определились, ее все-таки взяли! Надежда Молчанова настояла на своем: «Я из нее человека сделаю!»
- Это был случай, который определил мою дальнейшую жизнь! Все могло быть иначе. И неизвестно, кем бы я стала, - говорит Людмила Царевич.
Так прошел год. Избавившись от дрожи в голосе, Люда постепенно начала выходить в живой эфир. Каждую фразу, вспоминает, разбирали по косточкам, ставили дыхание, контролировали каждый звук.
Подтверждая теорию о том, что все самые важные события в нашей судьбе происходят неожиданно, в ее жизнь снова вмешался случай. В 1958 году радиостудия переселяется в новое здание. Там же, на первом этаже, – студия телевизионная. Первый раз на телевидение ее позвали… случайно. Не успев вернуться из другого города, на передачу не явилась диктор. Понимая, что срывать эфир нельзя, телевизионщики примчались на радио: «Говорят, у вас тут девочка есть».
- А девочка с двумя заплетенными косичками сидела в углу и не понимала, чего от нее хотят. Мне расплели косы, из-за того что волосы были слишком пышные, их здесь же подрезали какими-то попавшимися под руки ножницами, накрасили красной помадой губы и отправили в эфир. Сердце стучало в голове. Это был роликовый концерт. Я объявляла номера, - спустя пятьдесят пять лет вспоминает свой телевизионный дебют Людмила Царевич. - После эфира спустился Алексей Омельченко, первый директор Донецкого ТВ, и сказал: «Хорошенькая хохлушечка. Будем брать».
Дикторы – особая каста
В то время, по словам Людмилы Ивановны, право выйти в эфир получали только специально отобранные люди. Дикторы телевидения были особой кастой. Требования к попавшим в число избранных не снижались и после.
- Минимум раз в два года мы ездили повышать квалификацию на курсы в Киев, в Москву к лучшим дикторам Всесоюзного радио и ТВ, - рассказывает Людмила Царевич.
Во время одной из таких командировок судьба снова указала на нее пальцем.
- Когда мы проходили практику на Центральном телевидении, в дневное время нам разрешали выйти с небольшой передачей в эфир. И вот моя очередь. Я надела свой лучший костюм, мне сделали грим, прическу. Сижу и жду. Телевидение в то время было еще черно-белым, и Москва готовилась к запуску цвета. Во дворе Шабаловки построили специальную студию, настраивали телемост с Францией, куда должны были выйти в цвете. Так вот жду я своего часа, и тут прибегает диктор Всесоюзного радио Ярцев: «Кто из дикторов есть?» Ну вот, мол, девочка из Донбасса есть, на меня показывают. Ярцев говорит: «Сейчас надо выйти в эфир. Пробная передача на Францию». И тащит меня за собой. Мне дали текст: «Здравствуйте, телевидение Советского Союза открывает цветные передачи…». В тот день со своей передачей на Центральном ТВ я выйти уже не смогла, но зато вышла на Францию!
«Мое время ушло»
Работе на телевидении Людмила Царевич посвятила более сорока лет. Каждый день она приходила в семьи со своим неизменным «здравствуйте», которое нельзя было спутать ни с чьим другим.
- Мне рассказывали потом люди, что для многих я за эти годы стала членом семьи. В ответ на мой «добрый вечер» они отвечали: «Здравствуй, Людочка! Как ты там сегодня?»- вспоминает легендарная ведущая.
Ее голос узнают до сих пор. С ней здороваются на улице прохожие, на ее тембр и интонации по-прежнему реагируют, даже когда она без грима стоит на равных со всеми в магазинной очереди. Слыша Царевич, спрашивают: «Ой, где это телевизор включили?»
Сегодня Людмила Царевич официально на заслуженном отдыхе. С телевидения она ушла в 1998 году, написав заявление по собственному желанию.
- Понимаете, мое время ушло. Я это чувствую. Кроме того, что в обществе начались непонятные процессы, настроения изменились, был еще и субъективный момент: я всегда хотела видеть себя на экране идеальной. Другой видеть себя не хотела, - говорит Людмила Царевич. - И вообще все поменялось. Мы со своей школой, со своим опытом, со своим мировоззрением уже не вписываемся в формат. Тогда на экране в главной роли был человек труда, сейчас – гламурные люди, меряющиеся на тусовках, у кого дороже сумочка. Я не против, но нельзя постоянно говорить об этом, когда народ живет иначе. Наверное, кощунственно критиковать таких зубров журналистики, как Савик Шустер или Евгений Киселев, но сегодня налицо заангажированность этих ведущих. Особенно меня возмущает то, что они позволяют говорить в студии гостям в три голоса. Такая голосовая каша в нашем телевидении считалась браком, который просто не мог попасть в эфир. Сегодня – в порядке вещей. Чем больше в студии заварухи, оскорблений и обвинений, тем лучше. Такие стандарты для меня не приемлемы. Я бы не смогла и не хотела бы работать на таком телевидении. Хотя той цензуре, в рамках которой работало наше поколение, тоже не позавидуешь. Мы читали заранее написанные тексты. Импровизация была для нас недопустима.
«Мусор не выношу без макияжа»
Сегодня Людмила Царевич позволяет себе импровизировать. Ведь это только на телевизионной карьере она поставила точку. Во всем остальном у нее запятые.
Узнаваемый голос ведущей по-прежнему востребован. Например, завтра Людмила Царевич будет вести официальный прием на стадионе «Донбасс Арена» по случаю Дня шахтера. Часто бывает она и на городских торжествах в Макеевке. Не только в качестве почетного гостя, но и в привычной для нее роли ведущей.
Глядя в искрящиеся жизнью глаза этой женщины, трудно поверить, что ей уже за 70. На просьбу открыть свой секрет молодости, Людмила Ивановна без кокетства отвечает:
- Я тоже бываю разная. Но у меня есть правило, которому я следую всегда: даже вынести мусор я не могу без макияжа. Соседи меня не узнают (смеется). Необходимо постоянно держать себя в форме, в тонусе, не давать себе слабинку. Но я ни разу не делала пластических операций, хотя мне постоянно это приписывали. Я никому не позволяла прикасаться к своему лицу. Диетами я тоже никогда не занималась. Если я в чем-то и ограничивала себя, так это в поведении. Я всегда старалась быть достойной той миссии, которая была на меня возложена. Я должна была быть эталоном и на экране, и в жизни.
Ищешь место с отличной природой и рыбалкой? http://nordural.ru/article/kosju как раз такое место. Девственная природа и прекрасная рыбалка. Полная информация на nordural.ru