Трансформация по Чехову: новые формы для нового поколения
Если верить пророчествам, которые сыплются как из рога изобилия, то давно уже должен был наступить конец света, случиться закат печатных СМИ, а старый добрый театр вытеснен агрессивным телевидением. Но время идет, а конец света все никак не наступает, печатные СМИ увеличивают количество своих подписчиков, а люди до сих пор ходят в театр. И, между прочим, все больше со своими детьми. Подрастающему поколению, как самой поддающейся влиянию извне части населения, вообще предрекают исключительно эру Интернета. Суждено ли сбыться пророчеству на этот раз? Есть ли шансы у театра выиграть битву с технологическими изобретениями нового века?
Заведующий литературной частью Донецкого академического областного русского театра юного зрителя (г. Макеевка) Петр Можаровский считает, что театр для детей был и будет существовать. И фестивальное движение, возрожденное за последние годы, и интерес представителей исполнительного комитета АССИТЕЖ, посетивших в этом году Макеевку, доказывают одно: театр для детей – это актуально. По словам Петра Николаевича, в театре есть все, что так нравиться детям, – захватывающие приключения и динамичный экшн. В любом возрасте человек познает свой мир, а в детстве особенно. Театр в этом плане – бесценный помощник, ведь он дает ответы на вопросы, которыми задаются многие поколения столько столетий подряд. И особенно сейчас, когда мы живем во времена смены системы координат и идеологии.
- Другой вопрос, каким будет театр по своей форме, - рассказывает Петр Можаровский. – Или это будут выступления на открытых пространствах, например, на площадях, или это будет театр миниатюр, я не знаю. Но уверен: произойдет трансформация. Так уже было. Взять те же шестидесятые. Тогда произошло сильное сокращение: перестали существовать театры в Артемовске, Славянске, Торезе (тогда еще Чистяково). А во всем мире сумели перестроиться, призвали на вооружение новые технические средства. И сейчас тем более не время лениться, нужно искать новые формы для нового поколения.
По словам заведующего литературной частью, в последнее время Донецкий академический областной русский театр юного зрителя также пытается меняться в соответствии с требованиями времени. Например, планируется улучшить техническую составляющую: звук и свет.
- Хотелось бы, конечно, заполучить и световой занавес, как в передовых театрах, но это дело будущего, - мечтает Петр Можаровский.
Актриса Донецкого академического областного русского театра юного зрителя (г.Макеевка) Елена Кондрашкина вспоминает по этому поводу фразу из фильма «Москва слезам не верит», который стал классикой.
- Там один герой говорил о том, что с приходом телевидения наступит новая эра, оно заменит книги. Но этого не произошло, - говорит актриса. - Так же и с театром: он будет жить еще долго. Конечно, есть такая тенденция, что молодое поколение все больше отдает предпочтение Интернету. Они погружаются туда, живут и общаются на своем языке. Но, мне кажется, живое искусство будет нужно всегда. И сейчас, и в будущем.
По словам Елены Кондрашкиной, даже если и были у общества некоторые спады интереса к театру, то сейчас он возвращается. И тому пример - ТЮЗ Макеевки. Сейчас, по словам актрисы, зрители радуют своим посещением, ходят много, приобщают к театру детей, на вечерних спектаклях всегда аншлаг.
- Люди, наверное, устают от ускоренного ритма жизни, - делится своими размышлениями актриса. - Ведь новые технологии действуют даже на время. Оно, если верить ученым, сейчас движется быстрее. И людям, наверное, хочется немного остановиться. А в театре они получают отдушину. С детьми не так просто. Они сильнее зависят от социума, он диктует им определенные правила поведения, особенно в период становления личности.
Как рассказывает Елена Кондрашкина, такие эксперименты, когда днем идут вечерние спектакли, имеют четкую цель: воспитание своего зрителя. Особенно это касается той самой прослойки подрастающего поколения. И она поддается хорошему влиянию.
- У нас были такие случаи, когда дети начинали читать произведения, которые проходят в школе, после того, как посмотрели спектакль. И, между прочим, есть разница, пришел ребенок в театр с родителями или со сверстниками.
Что касается новых форм выражения, которые как раз лучше воспринимает новое поколение, то здесь нужно найти золотую середину, считает актриса. Например, спектакль «Чайка», который можно отнести к новым формам, приверженцы строгого следования классическим приемам критикуют и не понимают. А вот представители молодого поколения воспринимают такие тенденции позитивно. Но тут очень тонкая грань. С одной стороны, нельзя этим спекулировать, с другой - идти на шаг позади.
- Мы делаем ошибки, как все живые люди, - говорит Елена Кондрашкина. - Дети и подростки очень внимательны, но для профессионального артиста нет разницы, кто в зале – взрослая аудитория или дети. На самом деле, у профессионального актера любая роль становится любимой. Это – особый тренинг, особая школа. Входишь в эту роль. Если не любить – наверное, не получится.
Согласен с актрисой и заведующий литературной частью Петр Можаровский.
- Результат зависит и от зрителя, и от режиссера. Но конечная инстанция - это все-таки актер, он остается один на один со зрителем. И то, как он сможет донести до зала основную мысль, воплотить новые формы не только в словах, но и в действии, и есть настоящее искусство. А оно вечно, - говорит заведующий литературной частью ТЮЗа Макеевки.
Самое лучшее http://ukr-truck.com.ua вы найдете на ukr-truck.com.ua