СИЛА ТВОРЧЕСТВА - В КАЗАЦКИХ КОРНЯХ
Ханжонковские дни уже позади, а впечатления все еще бьют фонтаном. Общение со звездой тет-а-тет оставляет незабываемое ощущение. Ведь это не просто беседа, а прикосновение к неизведанному, возможность заглянуть за «кулисы души» артиста. А посмотреть есть что.
Огонь, вулкан, нежность, доброта и безграничная женственность - все эти качества присущи замечательной актрисе Людмиле Мальцевой.
- Людмила Васильевна, вы впервые в Макеевке и на фестивале, каковы впечатления от увиденного?
- Впечатления самые невероятные. Мы с мужем много ездим и по России, и по ближнему и дальнему зарубежью, поэтому действительно есть с чем сравнить. Ваш фестиваль миниатюрный, очень искренний, самобытный, имеет свое лицо. У вас невероятная атмосфера: нежная, искренняя, уютная.
Конечно, из каждого города что-то увозишь. В моем сердце запеклось навсегда и на всю жизнь – это ваш памятник шахтерам. У города есть свое лицо, своя аура, характер, образ жизни. Макеевка имеет какое-то чисто мужское начало, и это все воплотилось в одном памятнике. Но и женщины у вас необычайные, бесконечно нежные.
- Что вы хотели бы изменить или добавить в программу фестиваля?
- Единственное пожелание. Было бы здорово, если бы смогли переиздать книгу о Ханжонкове, потому что ее практически не достать – раритет. А как было бы здорово, например, получить экземпляр книги в подарок на память о вашем фестивале.
- Планируете ли вы еще раз посетить наш фестиваль?
- Если пригласите, я буду только счастлива приехать. Более того, я обязательно найду думу о Сирко и с удовольствием продекламирую на вашей сцене.
- Как вам наше гостеприимство?
- Это что-то невероятное. Этот кортеж ретроавтомобилей навсегда останется в моей памяти, ведь так меня нигде не встречали - действительно впечатляет. Каждая машина сделана с любовью. Такой кортеж необходимо в Европу, на вы-
ставки. Весь мир бы ахнул.
- Людмила Васильевна, вы много лет в профессии. Что для вас сцена?
- Сцена - это для меня жизнь. Я зациклена на ней. Все остальное уже перестает существовать. Ты на сцене живешь, трудишься и умираешь. Возможно, это неправильно, может, это патологическая одержимость, но то, что у меня все выстраивается и подстраивается под сцену, - это факт. А когда это совпадает с близкими и родными, когда тебе помогают, поддерживают и понимают, тогда это идеальная актерская жизнь.
- Откуда вы черпаете энергию, силу для творчества?
- Наверное, все же это мои казацкие корни – мама с папой, деды и прадеды. Именно из этого родника силы черпаю. Родители мои казаки, правда, они были репрессированы, и родилась я уже в Сибири. Но корни постоянно шепчут, природа шепчет, наверное, и тело помнит свой род, свою культуру, свою историю. Вот откуда черпаю и силу, и вдохновение, вот откуда такое творчество и любовь к казакам и жизни. Уж очень хочется жить.
- О чем вы мечтаете и все ли ваши мечты сбылись?
- Вы знаете, кто-то в жизни очень фартовый, кому-то все легко дается, а вот мне для свершения мечты приходилось очень много работать и доказывать, что я достойна этого. Для меня огромной мечтой является признание зрителей, и, слава Богу, сейчас я стала чувствовать своей душой реализацию этой мечты. Пожинаю ее плоды. Благодаря титаническим усилиям потихоньку приходит долгожданное признание в моем понимании. В этом году я претендую на лучшую женскую роль на одном из фестивалей. Боюсь даже говорить, чтобы не сглазить.
А вообще моя главная мечта, чтобы хватило сил и возможностей реализоваться на 100%. Ведь столько еще хочется сделать.
- В каких проектах вы принимали участие и в каких задействованы сейчас?
- В прошлом году я снялась в фильме «Непутевые невестки», где сыграла главную роль - Анну Петровну. А до этого играла в замечательном военном фильме «Егорушка», он получился очень добрым, юморным, оптимистичным. Это один из моих любимых фильмов. Есть сейчас и новые проекты, но о них пока боюсь говорить, чтобы не сглазить.
- А есть роли, о которых вы мечтаете?
- Я хотела бы сыграть донскую казачку. У нас даже идея была и сценарий хороший, но вы же знаете, что в наше время многое зависит от финансирования. Как-то не сложилось, но я верю, что все еще впереди.
- Вы актриса, преподаете во ВГИКе, защитили работу по истории казачества в Сорбонне. Когда вы все это успеваете?
- Я на сцену пришла в 12 лет, и это огромная ответственность. Я считаю, что если тебя Господь поднял на эти метр семьдесят над людьми, то надо больше говорить, больше знать, больше чувствовать, поэтому я всегда много читаю, изучаю. Когда у меня появилась возможность поступить в Сорбонну (тема «Казачья эмиграция 20-х - 40-х годов»), я просто не могла отказаться. Это такое счастье поработать с первоисточниками, прикоснуться к истории своими руками. Через черно-белые буквы увидеть все мытарства и страдания могучего народа. Поэтому два года учебы прошли в интереснейших исследованиях, которыми я могу теперь поделиться со своими студентами во ВГИКе.
- Есть ли среди ваших студентов, молодого поколения актеров, настоящие таланты, есть ли у вас любимчики?
- (Улыбается.) Я когда спрашивала свою маму, кого она больше любит из своих детей, так она показывала руку и говорила: «Видишь пальчики? Какой пальчик ни тронь – больно, я вас всех люблю». Вот так и для меня студенты – все любимые, все нужные. И потенциал потрясающий. Я когда слышу, что современная молодежь никуда не годится, всегда отвечаю, что вы не с той молодежью общаетесь. У нас потрясающая молодежь: трудоспособная, умная, целеустремленная, упертая (в хорошем смысле этого слова). Я за такую молодежь руками и ногами.
- А вы знакомы с украинским кинематографом?
- К моему глубокому сожалению, я не видела украинских работ. Отголоски слышу, но чтобы глубоко окунуться - нет.
- Недавно Украина потеряла очень талантливого актера Богдана Сильвестровича Ступку. Вы были знакомы с ним?
- Богдана Ступку знают многие. Это, однозначно, потеря для украинского кинематографа и страны в целом. По крайней мере это имя на слуху. Я близко не была с ним знакома, но на одном из фестивалей мы встретились, и у нас произошло, как говорится, шапочное знакомство,
т. е. непродолжительное. Мне он запомнился таким энергичным, моложавым, с чувством юмора. А вот поработать не довелось, очень жаль.
- Людмила Васильевна, а отпуск у вас бывает?
- Ой, что вы, какой там отпуск! В лучшем случае у нас с мужем есть три дня в году и то зимой. Отпуск – это уже роскошь. Ведь совершенно некогда: то фестивали, то съемки, то преподавательская деятельность. Поэтому отдыхаем «на съемочных переменках».
- В Макеевке скоро будут праздновать День города, что вы хотели бы пожелать читателям нашей газеты и жителям?
- Желаю все время стоять на своей шахтерской истории, на своих корнях. Труд действительно тяжелый, но он делает человека человеком. Уважайте себя и город. И конечно, благополучия, здоровья и процветания вопреки всему и несмотря ни на что.
Фото Евгения СЫСОЕВА