Любимая и заслуженная
Совсем недавно плеяда заслуженных артистов Украины, работающих в Донецком академическом областном русском театре юного зрителя (г. Макеевка), пополнилась еще одной яркой звездой. Ее имя – Елена Кондрашкина. Она же Катерина, Гертруда, Эллен, Вера, Оксана, Оришка, Люси, Клеретта, Кабаниха… Ее образы, воплощенные на сцене, - яркие и запоминающиеся, многогранные и емкие. И, как оказалось, все – любимые. Как и профессия, о которой Елена Кондрашкина рассказала журналистам «МР».
- Елена, поздравляем вас с почетным званием. Скажите, это было неожиданно или скорее наоборот?
- Я узнала об этом от коллег. Руководство было в отъезде, но артисты по цыганской почте были в курсе. Мне позвонили, когда я с ребенком возвращалась домой. Сказали, что в Интернете видели указ, подписанный Президентом. Сначала сочла, что это розыгрыш. Когда оказалось, что это правда, была серьезно потрясена. Конечно, я знала, что несколько лет назад меня выдвигали на получение звания. Но ожидание – это неблагодарное дело, это неправильно, несколько смешно и глупо. Нужно усердно трудиться. Но все-таки наверное, приятно, я еще не до конца это осознала, и значка еще не получила, и нужный актерский обряд с ним не провела (смеется). Да и мой ребенок очень этого хотел.
- Что изменится для вас после того, как вы осознаете свою заслугу? Возрастет ответственность или больше самооценка?
- Знаете, для каждого здравомыслящего творческого человека любого рода деятельности такое звание – это этап признания. Еще способ понять, что правильно идешь, возможность ставить перед собой новые цели, чтобы их достичь. Думаю, против звездной болезни у меня есть противоядие. Невероятно хотелось первой поделиться этой новостью со своим педагогом. В этом году как раз исполняется 20 лет со дня окончания института в Тамбове, и мой педагог Валентина Александровна Сазонова – профессор кафедры режиссуры, ученица Юрия Завадского и Марии Кнебель, очень требовательно и жестко относилась к нашему воспитанию. Поэтому очень гордится своими учениками, среди которых много известных и знаменитых артистов. Но оказалось, что ей уже сообщили. И это совпало еще с одной датой – 115-летием Мичуринского драматического театра (г. Тамбов), где я работала сразу после института (Елена Кондрашкина закончила Тамбовский филиал Московского института культуры, сейчас – Тамбовский государственный гуманитарный университет).
- Елена, вы закончили режиссерско-театральное отделение по специальности «режиссура». Не пытались пробовать себя в режиссерской практике?
- Да, в моем дипломе написано, что я актриса, режиссер и педагог спецдисциплин. Что касается режиссуры, то пробовала на первоначальном уровне – написание рецензий, участие как режиссера в капустниках. Но я себя не видела режиссером изначально, я хотела быть актрисой. Я, когда поступала, думала, что потом смогу перевестись в другой вуз. Но учеба так захватила меня, что я этого так и не сделала, хотя приглашения были. К тому же там очень сильный преподавательский костяк, он и сейчас остался. Я нисколько не жалею, что выбрала это учебное заведение, кстати, с легкой руки моего педагога в Донецке Валентины Михайловны Ефимовой (сейчас режиссер народного театра-студии «4-й этаж»). Мне кажется, все в жизни складывается так, как нужно, даже если в данный момент нам это не нравится. Я попала на замечательный курс, о нас до сих пор легенды ходят.
- А у вас никогда не было желания уйти из профессии?
- Конечно, у меня тоже были моменты, когда я думала, что это – не мое. Помню, на первом курсе мы вернулись из колхоза, и после первой беседы с педагогом я сделала запись в дневнике, что хочу уйти в кулинарный техникум. Показалось, что планки завышены. И, знаете, так со мной случалось еще не раз. Как только достигаешь каких-то успехов, начинаешь думать, что, может, нужно что-то поменять. Наверное, это у всех бывает.
- У вас еще не «сели батарейки» от профессии, которая требует всегда выкладываться полностью, или есть особый секрет перезарядки?
- Мне ужасно нравится, что наш коллектив – вечно молодой, мы должны гореть, мы отвечаем за воспитательную функцию наших детей. Конечно, есть и бытовые проблемы, и свои дети, и кажется, что где-то нужно притормозить, что не хватит сил. У меня есть такая черта: когда я загораюсь, обязательно стараюсь довести дело до конца. Недавно мы с ребятами сделали экспериментальный проект, и был момент, когда я думала, что зря в него ввязалась, что как-то не так получается, что время зря потеряно. Но потом посмотрела на все с другой стороны и поняла, что это маленький шажок в новое и неизвестное мне направление. И это здорово. Ведь сильные традиции репертуарного театра – это хорошо, но эпоха диктует свои правила. Мы должны развиваться и экспериментировать. Хотя это требует дополнительного времени, которое нужно где-то взять. Но сегодня чем больше дел делаешь, тем лучше.
- Вы работаете в Макеевке относительно недавно, но создали на сцене много ярких и запоминающихся образов. Есть ли особо любимые?
- В ТЮЗе Макеевки я уже 12-й сезон. Это второй театр и, наверное, последний для меня. Что касается ролей, то люблю каждую, особенно когда только в нее вживаюсь. Это потом она немного отпускает. Но если не влюбишься в роль – ничего не получится. Все же особо теплые чувства питаю к ролям Анджелы («Анджела и король»), Глории («Американская трагедия»), Люси («Трехгрошовая опера»). Наверное, у авторов, которых мы называем классиками, что-то есть: там прописаны судьбы, которые не могут оставить нас равнодушными. И я, кажется, где-то услышала или прочитала, что каждый спектакль – живой организм, он всегда разный, поэтому и артист не может быть одинаковым. Наверное, искусство театра тем и ценно, что каждый раз есть сиюминутная реакция, которая в следующий раз уже совершенно другая. Это дорогого стоит.
Фото Александра ЕРМОЧЕНКО
Киев – это не только сердце Украины, но один из самых красивых городов восточной Европы. www.novostroyki-kieva.com – комфортабельное жилье из «первых рук». Ознакомиться со всеми предложениями вы можете на novostroyki-kieva.com.