За строками ╚Красной панорамы╩
Это произошло восемьдесят лет назад. В начале 1928 года массовый общественно-политический журнал ╚Красная панорама╩, который распространялся по всей стране, опубликовал статью, посвященную положению дел на Макеевском металлургическом заводе, тем успехам, которых добились мастера огненных дел.
Парадоксы времени
В начале статьи сообщалось, что Макеевский металлургический завод был пущен в действие в 1899 году. В последующие годы аналогичные предприятия в царской России не строились. Наивысший уровень выпуска металла был достигнут в 1915-1917 годах, и составил 11 миллионов пудов.
В годы гражданской войны этот завод, как и другие предприятия южной металлургии, сильно пострадал. В начале 20-х годов группе заводов Донбасса отпустили средства под коммунистический вексель. Но выделенных средств хватило ненадолго. Уже в конце 1922 года в Макеевке гасят домны и мартены, останавливают большинство станов, рабочих отправляют в неоплачиваемые отпуска, но оставляют в цехах людей, ответственных за сохранность оборудования.
Прошло два года... Экономическое положение в стране улучшилось. Стал набирать силы и макеевский завод. Рабочие вновь спешили в свои цеха.
В журнале "Красная панорама" говорится:
"В августе 1924 года начинают работать кровельный стан, мартеновская печь, в ноябре задымила доменная печь ╧ 3. 1924-1925 годы проходят в оживленной работе по пуску в ход всего оборудования завода".
Особое место в статье занимает сообщение о строительстве═ ╧ 4 - первой советской домны. В журнале говорится:
"По своим размерам и производительности это будет самая крупная печь нашей и западной металлургии. Печей такого типа в мировой металлургии будет только три: одна в Германии, у Стиннеса, другая на одном из заводов Америки, третья у нас, в Макеевке.
Эта печь высотой в 32 метра за сутки будет "съедать" 1100 тонн руды, 600 тонн кокса, 300 тонн флюсов и обрезков".
В статье приводятся и другие факты. Но все они только о достижениях восстановительного периода. Создается впечатление, что успехи доставались легко, а на самом деле... Статья в "Красной панораме" заставила обратиться к другим печатным источникам, в частности, к книге "Зарево над заводом", к номерам окружной газеты "Диктатура труда", которая издавалась в Донбассе. И раскрылись следующие картины.
Своими силами
Возрождение предприятия связано с именем главного инженера И. Бардина. По его инициативе уже в октябре 1924 года была подготовлена к пуску одна доменная печь. Ремонтные работы велись во время субботников. И. Бардин объяснял:
- Будет металл, будут зарплата и премии.
Ему поверили. Сотни людей трудились самозабвенно. Но вдруг из Москвы пришло указание: "Восстанавливать агрегаты только за счет собственных средств".
Своих средств не хватило. Бардин поехал в Москву. В правлении Главметалла возражали против пуска. Сказали, что денег нет даже на кредиты. Возвращался Бардин в Донбасс через Харьков, тогдашнюю столицу Украины. Там нашел поддержку в партийных и хозяйственных кругах, были приняты соответствующие решения. Вернувшись в Макеевку, предложил директору заводу И. Манаенкову задуть домну. И пошел чугун. В Главметалле это расценили как самоуправство. Довели факт до партийного руководства. И последовало решение: "ЦК РКП(б) признало неправильным действия Политбюро ЦК КП(б)У, разрешившего без согласования с ВСНХ СССР и вне плана пуск макеевской домны".
Сам же Бардин отделался выговором.
Да, разногласия между центром и регионами возникали уже в середине двадцатых годов.
Образцовый порядок
Печь продолжала работать, давала чугун высокого качества. Её дальнейшую судьбу должна была решить комиссия Главметалла. Но комиссия не спешила в Донбасс. Этим воспользовались на заводе: началось наведение порядка на каждом рабочем месте, в цехах, в складах, на всей территории предприятия. Рабочие и служащие понимали, что от решения комиссии зависит будущее всего завода, и поэтому старались. Началась борьба за повышение культуры производства. И произошло чудо: проверяющие были удивлены увиденным. Газета "Диктатура труда" писала: "Комиссия порадовалась образцовым порядкам в производственных цехах, правильному их оборудованию. Вынесено хорошее впечатление в пользу распорядительности заводоуправления"
И последовала немедленная═ реакция: составить графики восстановления основных агрегатов. В Москве утвердили═ эти графики. Коллектив завода торжествовал.
Комментарии к фактам
Статья в "Красной панораме" стала наградой коллективу завода за стойкость, проявленную при преодолении трудностей восстановительного периода. Читатели журнала, который распространялся во многих регионах, стали ждать новых сообщений об успехах макеевчан. И они пришли. О пуске первой советской домны, первого советского блюминга писали многие газеты и журналы.
Панорама завода конца двадцатых годов