Макеевский рабочий | НЕПОТОПЛЯЕМЫЕ «БУТОВЧАНЕ». И В ОГНЕ НЕ ГОРЯТ, И В ВОДЕ НЕ ТОНУТ


НЕПОТОПЛЯЕМЫЕ «БУТОВЧАНЕ». И В ОГНЕ НЕ ГОРЯТ, И В ВОДЕ НЕ ТОНУТ

14.04.2015
<< >> 

«Бутовчане». Они все участники боевых действий. И это не они были на линии огня, это зловещая линия прошла через них. Это они спасали  и продолжают спасать друг друга: восстанавливая шахту, восстанавливают себя. 

Они рассказывают обо  всем как-то  буднично, как будто ничего не происходило или происходило, но не с ними. Их выдает  то, что все даты они помнят с абсолютной  точностью: когда прилетел первый снаряд, когда обесточило шахту, когда из-за артобстрела загорелось поле и огонь  двинулся на них…  Это потому, что  такое не забывается. Шахта, к общей радости, не убита, но очень тяжело ранена, причем дважды, и лучшими докторами для нее стали сами горняки. Их мы и попросили рассказать нам и показать, как происходит лечение и когда наступит полное выздоровление и возврат к нормальной рабочей жизни. 

- Коллектив переживает нелегкие времена, - констатирует руководитель предприятия Андрей Олексюк. -  Тем не менее, именно этот коллектив  и  сохранил шахту, в то время когда вокруг шли военные действия, и  восстанавливает ее сегодня, чтобы она не просто работала, а работала ударно. Кому-то, может быть, такие планы покажутся неуместными и несвоевременными, а я считаю, что мы должны знать и понимать поставленную перед нами цель, а это, в частности, чтобы началась добыча угля уже во втором полугодии текущего года. 

Да, для этого нам  нужно  еще выполнить огромный объем работы: закончить откачку воды,  восстановить   оборудование, которое оказалось затопленным, плюс получить новое  оборудование, смонтировать в 2015 году две лавы и стабильно добывать уголь. Одним словом, выполнять свои прямые функции. У нас для этого все есть: понимание и поддержка руководства угольной промышленности ДНР, воля, профессионализм, коллектив, запасы. 

Пообщавшись с директором шахты, мы отправились на экскурсию по территории с главным инженером предприятия Александром Лером.  Многое уже отремонтировано, восстановлено, залатано, но… здесь прошла война. И этого не  скроешь.

- Предвестие войны  наш коллектив почувствовал  в начале июля – мы уже тогда начали сокращать привоз трудящихся на шахту в связи с многочисленными обстрелами и ведением боевых действий вблизи площадки воздухоподающего ствола, -  вспоминает главный инженер шахты «Бутовская» Александр Лер. – Грохотало где-то рядом и постоянно, но мы очень надеялись, что нас это напрямую не коснется. Шахта в поле находится. Но увы.. Первый обстрел шахты произошел в конце июля. Люди очень испугались. Но шахту останавливать не стали. Нельзя все бросить, а потом вернуться. Не то производство. И нужно сказать, что коллектив это прекрасно понимал. 

Когда утихли первые эмоции и волнения после обстрелов, руководство предприятия приняло решение  работать по добыче только в первую и вторую смену. 

Так  работали до 15 августа. Осторожно, всегда начеку. Но 15 августа произошел обстрел, вследствие которого была повреждена линия высоковольтных передач,  питающая подстанцию, и шахта осталась без напряжения. Вода в шахте стала прибывать. Вот тогда в первый раз встал вопрос о реальном  спасении шахты.

 После многочисленных, практически круглосуточных технических совещаний  (ситуация–то более чем критическая) - было принято решение подать напряжение через скиповой ствол (в 6 километрах от основной промплощадки) и откачивать воду из шахты таким образом.

18-го  сентября  напряжение на шахту было  подано. Воду стали откачивать интенсивнее.

19-го опять после артобстрела   пропало напряжение и на скиповом стволе. Ситуация усугубилась тем, что в шахте оставались три человека. 

- Мы решали эту проблему совместно с МЧС и региональными энергосистемами. В результате было возобновлено энергообеспечение подъемной машины и люди были выданы на поверхность, - рассказывает Александр Владимирович  (от ред: А в это время, об этом нельзя не сказать, специалисты служб и главного энергетика, и главного механика, во главе с руководителями под обстрелами объезжали поля, выясняя,  куда попали снаряды, что повреждено, что необходимо для восстановления.)

К вечеру благодаря всем приложенным усилиям и, без преувеличения, проявленному героизму удалось на время ввести и резервный ввод.

 - Спустились и обследовали шахту, поняли, что насосы центрального водоотлива уже заполнены водой, - констатировал главный инженер. 

Без напряжения шахта прожила 35 дней. До 21 сентября. Несведущим об уровне затопления на «Бутовской» приводят такой пример: «Представьте, что вас затопили соседи сверху. Причем не просто у вас воды до потолка, но и в их квартире воды по колено».

К этому  времени было затоплено  12 метров нижней части ствола объемом 170 тыс. кубов воды  на верхнем горизонте и 25 тыс. кубов – на нижнем. Необходимо было принимать нестандартное решение по откачке воды для спасения шахты. И такие технические решения совместно с руководством и специалистами ГП «Макеевуголь» были разработанны, а именно, организация временного водоотлива с применением погружных насосов. Если в мирное время это являлось рацианализаторством, то в нашей ситуации - это стало спасением. 

Под всеми  бомбежками  ездили в шахту, совершали трудовой подвиг ежечасно и  к январю откачали выработки руддвора.  Порадоваться не успели, опять снарядами   были повреждены линии ЛЭП и  в шахту беспрепятственный доступ  имела только вода. (К сведению: приток воды в час состовляет 370 куб.метров).

Все начали поновой.

Сегодня уже ведется  откачка воды на нижнем горизонте.

Прогресс очевиден, но на нижнем горизонте, в восточном крыле, где расположена  будущая 4-я восточная лава,  около 200 тыс. кубов воды. На западной лаве, которую  планируем запустить уже в  июле и которая позволит  добывать от 1 000 до 1 500 тонн угля в сутки, планируется откачать воду к концу апреля.  И уже в июне приступить к монтажу. 

Если все пойдет по намеченному плану, в июле начнется добыча угля, которого  будет достаточно для того, чтобы «прокормить  шахту».

Эта лава рассчитана на полгода, запас ее  оценивается в 186 тыс. тонн угля. И в то время, пока она будет обеспечивать добычу, будет идти подготовка  следующего  очистного забоя.  И тогда на шахте в начале января  2016 года вступит в строй лава-гигант.  300 метров очистной линии с суточной нагрузкой -  не менее 1 500 тонн. 

- По всем бизнес–планам, которые мы разрабатываем по безубыточной работе, к 2017 году, наша шахта становится прибыльным предприятием, - делится Александр Владимирович.

Планы греют душу. А вот глаз не радуется. В механическом цехе видим выданные из шахты агрегаты. Вода на них выместила всю свою подземную агрессию.  Все рыжее, ржавое.

- Мы на шахте  создали установку для чистки металлических изделий песком.  Высушиваем корпуса, потом чистим, грунтуем, красим, восстанавливаем поверхности, собираем. До идеального состояния, конечно, не доведем, но до рабочего - вполне, - гарантирует главный механик шахты Александр Яковлев.

Объем  работ огромный. Но шахтеры понимают, что все нужно делать быстро и качественно.   

Все надеемся, что уже скоро будем уголь добывать и деньги не получать, а  зарабатывать, говорят рабочие.

Именно с нынешнего понедельника шахта перешла на трехсменный режим работы. В этом появилась необходимость. Чем же заняты люди?

Коллектив  проходчиков занимается восстановлением выработок.

Добычной участок  занят  на очистке водосборников, выдаче оборудования на поверхность для его восстановления.

 Сейчас  в сутки на шахте  работает до 200 человек. 

 Часть «бутовчан»  перешла пока  на шахту  «Калиновская – Восточная».  В основном  это грозы. 40 проходчиков работают  на «Чайкино». 

- У нас на шахте, в связи с ее географическим месторасположением все рабочие привозные, причем не только из Макеевки, но и из Донецка, Ясиноватой, Мосьпино, Горловки, - продолжает рассказ главный инженер. – Те, кто  не может добраться, приезжают только  на сверку и получают минимальную заработную плату 1218 гривен. 

До боевых действий коллектив шахты  составлял 1750 человек, сейчас немногим более 1200. 

Но здесь уверены: как только шахта начнет добычу угля,  люди обязательно вернутся. По-другому и быть не может.

 



Загрузка...