Макеевский рабочий | Кто крайний? Люди...


Кто крайний? Люди...

04.11.2015
<< >> 

На границе двух миров

Есть события, а в последнее время их количество существенно увеличилось,  природа и развитие которых не поддаются никакой логике. Одно из них – очереди на украинских  блокпостах на въезд и на выезд. 

Если кто-то сейчас, читая эти строки, сказал или подумал что определение события дано не точно, скажу,  вы просто не стояли в этих очередях. Самое настоящее событие с негативным окрасом. Казалось бы, стоишь себе, по сторонам смотришь. Час стоишь, два стоишь, три. Это если тебе повезет. А не повезет – на ночь можно остаться в чистом поле. Точнее, на заполненной разграничительной полосе. Но ощущение, что в чистом поле. Никто тебя не унижает, не обижает, можно даже сказать, что на протяжении часов  до тебя вообще никому дела нет, а ощущение такое, что тебя и унизили, и оскорбили самым  настоящим образом. И сдачи не дашь, и не ответишь. Потому что ты в этой очереди никто. За пределами этой очереди, что с одной стороны, что с другой, ты можешь быть кем угодно: образованным человеком, уважаемым… А в очереди - никто среди таких же, как и ты. Правда, и среди тех, кто никто, есть разница. Одни никто сидят в своих машинах, другие никто стоят в очередях на курсирующий по линии разграничения автобус. Под палящим солнцем, под проливным дождем, под студеным ветром… Но это твой выбор.

Когда только  ввели пропуска,  очереди списывали на ажиотаж. Потом количество желающих въехать – выехать объясняли улаживанием пенсионных вопросов, потом все ждали окончания лета. Детки вернутся от бабушек – дедушек, в школу пойдут, людей на блокпостах станет меньше. Не стало.

Что вынуждает людей стоять в этих многочасовых многокилометровых  очередях? Ответ на этот вопрос мы попытались поискать непосредственно на блокпосту и отправились в поселок Еленовка на таможенный пункт контроля Республики. Он – предпоследняя точка перед выездом из ДНР. Учитывая тот факт, что таможня более внимательно относится к пересекающим линию разграничения (на ДНР-овских блокпостах машины не задерживают), в надежде на общение мы и выбрали эту точку на пересеченной местности.

«Продовольственный туризм». Экономят  не бедные

 Военные  на посту не очень разговорчивы, желанием общаться с любопытными журналистами не горят – служба. Но в конце концов все-таки разрешают нам  подежурить вместе с ними на пункте пропуска и даже пообщаться с людьми.

Суббота. Утро. Машин в направлении Украины едет не так много, но небольшая очередь на КПП время от времени все же образовывается.

«Откуда, куда и с какой целью направляетесь?» – спрашивают  на КПП. «Домой», «К родственникам», «В гости», «На работу»… - звучат ответы.

- Что бы вам ни отвечали на вопрос, - помогает нам бывалый таможенник, - основная цель поездок – это продовольственный туризм. Мы об этом можем судить по заполнению  багажников  машин, следующих в обратном направлении. – Разница в ценах, конечно, есть, хотя и на той стороне уже не все так дешево, как раньше было. Я бы по идеологическим соображениям никогда туда за продуктами не поехал, пусть бы все там было даром. 

 Мы же продолжаем наблюдать и общаться. Наблюдения показывают: пенсионеров, на которых грешат несведущие, очень мало. В основном пересекают условную  границу люди молодого и среднего возраста.

- Не удивляйтесь, - услышав наш разговор, просвещают нас таможенники, - это год назад туда-сюда ездили старенькие «раздолбайки». Мажористых машин не было вообще. А вот уже с весны, наверное, очень много дорогих машин.

Так что экономят у нас далеко не бедные.

- Причем много обезбашенных. Не смелых, а именно обезбашенных, - рассказывает нам военный. – То ли непуганные, то ли наоборот.  Блокпост, который от нас в километре, подвергся обстрелу с украинской стороны. Мы водителей предупреждаем, а они махнут рукой и едут. Из десяти только одна машина вернулась, мина совсем рядом легла.

- И знаете, что самое неприятное, есть такие, которые берут с собой в эту небезопасную дорогу маленьких детей. Чтобы блокпост скорее пройти, жалость, участие вызвать. 20 гривен на мешке картошки жалко потерять, а детей не жалко мучить, риску подвергать...

Пенсионеры ездят в основном пенсии и выплаты обналичить, кто пере-оформил, ну и скупиться там заодно.

Автобус с войны

Кроме автотранспорта проходят через блокпост и пешие.

- Я в Донецк к дочери в гости приезжала, - рассказывает женщина. – Туда на попутке доехала, а вот обратно – своим ходом, первый раз у меня такой опыт, поэтому еще не знаю, что да как. Не подскажете, где на автобус можно сесть? Говорят, здесь ходит. Мне до Новотроицкого, - обращается она к военным.

Ребята участливые. Пытаются попутчицу пристроить в незаполненную машину.

По этому маршруту курсируют и автобусы  в обоих направлениях. Маршрут общественного транспорта ограничен блокпостами.

Автобусы, следующие из ДНР, дово-зят до последнего блокпоста ДНР. Украинские автобусы – до крайнего украинского поста. А через ничейную полосу в два километра - или попутка, или маршрутка, или пешком.

Несмотря на субботнее утро, людей в автобусах (и туда, и обратно) – битком.

Поток машин в сторону Украины и обратно – примерно одинаковый. На блокпосту  таможенники  останавливают практически все машины. Проверяют документы, иногда осматривают багажники. Если все в порядке - «Счастливого пути!». Меньше минуты на одно авто.

Выборочно просят водителей заполнить таможенные декларации.

- У нас тут не просто блокпост, здесь пост таможенного контроля, - поясняет один из бойцов. – Поэтому выборочно просим водителей заполнять декларации. Особенно тех, кто выезжает и, соответственно, что-то вывозит. Что такого вывозят?  Валюту в основном. Культурные ценности регистрировать не приходилось.

Для въезжающих лимит продуктов питания  на одного человека – не более 50 кг. Если сверх нормы, оплачивается пошлина.

Но, конечно же, не только за продуктами ездят люди на Украину.

Есть те, кто работает там. На выходные домой к семьям ездит.

Есть и такие, кто в прошлом году вывез семью, теперь возвращают домой.

Есть не единичные случаи, когда дорогие машины едут ремонтировать в Мариуполь. К родственникам в гости. Но продовольственный туризм – основной.

У водителей, которые, наоборот, въезжают на территорию ДНР, спрашиваем, большие ли сегодня очереди с украинской стороны.

- Большие. Мы три часа простояли, - рассказывает водитель. – Но это еще не много, считаем, что нам повезло.

Никого не выпускать

Причем вот эти машины, которые проехали наш блокпост, пристраиваются в хвост не меньшей очереди на въезд.

По информации из неофициальных источников, за три дня до выборов (на Украине они прошли 25 октября) блокпосты в артемовском направлении пропускали поток машин как никогда вяло и медленно. Говорят, очередь от КПП в Майорске растянулась до самой Горловки. А в пятницу ВСУ и вовсе закрыли блокпост. Это, к слову, о выполнении Минских соглашений.

Пользуясь непродолжительным отсутствием транспорта, снова общаемся с бойцами.

- Местного населения здесь немного осталось. В основном уехал народ. Люди разные, и отношение к нам тоже разное. Сложнее всего порой доказать, что мы местные, не россияне. Был случай, прибегает мужик на блокпост и кричит: «Есть кто из Мурманска? Я там служил!». Какой тебе Мурманск?! Все здешние. Так и ушел, не поверил, что мы не из России.

Сегодня на блокпосту относительно тихо и спокойно. Только таблички на обочине с надписью «Мины» заставляют насторожиться и всегда помнить об опасности.

- Последний обстрел у нас был в августе. ВСУ в поле стояли  неподалеку с минометами. Один из водителей подъехал с включенными фарами и засветил блокпост. Тогда нам досталось, - рассказывают ребята. – С тех пор обстрелов больше не было. У нас же «перемирие». А в прошлом году здесь очень неспокойно было. В январе 2015-го очень серьезные бои шли.

Мимо проезжают машины ООН, следом за ними через некоторое время – Красный Крест.

- Все эти миссии, ОБСЕ в том числе, они только днем передвигаются, ночью их здесь не встретишь, а когда война была в активной фазе, стреляли-то в основном ночью…  Поэтому что они могут увидеть? – задают риторический вопрос военные.

До первого украинского блокпоста отсюда чуть больше 2 км. Но почему-то именно здесь начинаешь понимать, что разделяет нас уже гораздо больше… И километрами это расстояние не измерить.

* * *

 Описав свои впечатления,  мы решили все-таки посчитать, насколько выгодно ездить за продуктами на ту сторону.

Простая арифметика.  Задачка для ученика третьего класса.

 А  теперь добавьте сюда затраты на бензин. Плюс время, нервы. Ответом в конце учебника не пользоваться.



Загрузка...