Макеевский рабочий | ОН СЕРДЦЕ НЕ ПРЯТАЛ ЗА СПИНЫ РЕБЯТ


ОН СЕРДЦЕ НЕ ПРЯТАЛ ЗА СПИНЫ РЕБЯТ

30.11.-0001
<< >> 
Солнечной погодой не так давно встретил наш город бывших пограничников-╚афганцев╩, приехавших из Харьковской, Днепропетровской и Луганской областей. Они, одиннадцать бойцов Мармольской мотоманевренной группы Термезского пограничного отряда, собрались вместе спустя более чем четверть века после своей суровой и опасной службы и прибыли в Макеевку - на родину своего погибшего боевого командира и товарища лейтенанта Свиридова Валерия Михайловича, чтобы почтить его светлую память.

нечной погодой не так давно встретил наш город бывших пограничников-╚афганцев╩, приехавших из Харьковской, Днепропетровской и Луганской областей. Они, одиннадцать бойцов Мармольской мотоманевренной группы Термезского пограничного отряда, собрались вместе спустя более чем четверть века после своей суровой и опасной службы и прибыли в Макеевку - на родину своего погибшего боевого командира и товарища лейтенанта Свиридова Валерия Михайловича, чтобы почтить его светлую память.


Зима 1984 года. В районе Мармольского ущелья.
Последнее фото Валерия СВИРИДОВА незадолго до гибели


- 27 февраля 1984 года наше подразделение следовало в колонне. Три БМП, два БТРа, несколько грузовых машин, - вспоминает бывший наводчик-оператор боевой машины пехоты Николай Власенко из Харьковской области, - ехали в Мазари-Шариф за продовольствием и боеприпасами. По этой дороге ездили не раз, обычно было нормально. Я в своем БМП ехал сразу за ГАЗ-66, в кабине которого находился Свиридов. Первые машины прошли без происшествий. И вдруг страшный взрыв... Мина была итальянской, с пневматическим приводом, взорвалась в середине колонны. На наших глазах "66-й" буквально подбросило вверх, из кабины выбросило Валеру и ударило о скалу. Он был еще жив; я помогал загрузить его в срочно вызванный вертолет, но до госпиталя наш замполит живым не долетел...

- Больше 26 лет прошло с того трагического дня, но все эти годы мы помним нашего боевого друга Валерия Свиридова, - говорит харьковчанин Анатолий Онищенко. - Наконец-то нам удалось собраться вместе. Мы все служили на первой заставе, где Валерий Михайлович был замполитом. Некоторые из нас сегодня увиделись впервые за все эти долгие годы после Афгана. Постарели, конечно, время никого не щадит. Только вот Валера навсегда остался молодым.

... Да, вспоминая о нем, его бывшие сослуживцы гораздо реже называют его замполитом, лейтенантом, Валерием Михайловичем, а чаще просто Валерием, хотя он был офицером, а они солдатами. Но в этом нет никакого панибратства, как не было его там, в Афганистане. А просто он всегда с душой, тепло относился к солдатам. Их взаимоотношения не ограничивались официально-уставными рамками, эти отношения были именно товарищескими, доверительными, что отнюдь не мешало замполиту в необходимых случаях проявлять и строгость, и власть. Вместе с тем Валерий Свиридов был настоящим боевым офицером, мужественным и храбрым.

- Он всегда выезжал на все рейды, засады, - говорит Евгений Гаценко, житель Алчевска. - Не было, пожалуй, ни одной операции, в которой вместе с нами не принял участия наш замполит.═════════════════════════════════════════════

...Прибыв в Макеевку, ребята (пусть уж они, эти суровые мужчины, простят такую дружескую фамильярность, ведь мы, ветераны Афгана, и в глубокой старости останемся друг для друга просто ребятами) первым делом посетили памятник погибшим воинам-интернационалистам, познакомились с макеевскими "афганцами", среди которых тоже немало пограничников.

Дальше путь лежал в Межевое - тихий поселок на окраине Макеевки, где родился и вырос Валерий Свиридов. Трогательной была встреча с его родителями Ольгой Ивановной и Михаилом Ильичом, братом Борисом. Не скрывали волнения гости, со слезами встречали их хозяева: в каждом из ребят им виделся сын и брат.

- Мы давно собирались приехать на родину Валерия Михайловича и вот наконец-то добрались, - сказал один из инициаторов этой встречи Валерий Лазин из Днепропетровской области, награжденный в Афганистане медалью "За отвагу".

- После гибели Свиридова нам довелось служить с другими командирами, замполитами, - вспоминал Владимир Амелин из Харькова, - и мы всегда, вольно или невольно, сравнивали их с Валерой. Они, конечно, тоже были толковыми офицерами, но, на наш взгляд, никому из них не удалось так же гармонично влиться в воинский коллектив, стать его душой.

... Кладбище на окраине поселка Межевое. Встреча солдат, которым уже за сорок пять, и командира, которому навсегда останется двадцать семь.

... Школа ╧60, в которой учился Валерий. Мемориальные доски на фасаде, уголок Памяти, зеленая фуражка и погоны лейтенанта, документы, фотографии... Все сделано с любовью и безмерным уважением к памяти земляка-офицера. Большая в этом заслуга директора Галины Петровны Сокович и всего коллектива школы, которая носит имя Валерия Свиридова. И вновь звучали солдатские воспоминания...

Приехали к командиру из Днепропетровской области и два брата-близнеца - Щербина Иван и Щербина Алексей. В армии они были первым и вторым номером пулеметного расчета соответственно. На вопрос родителей, как же их различали на службе, ребята с улыбкой отвечали:

- Очень просто. Тот, кто с пулеметом, - Ваня, тот, кто с патронными коробками, - Леха.

Пограничные войска во время афганской войны обеспечивали безопасность государственной границы с двух сторон - советской и афганской. Во всех северных провинциях ДРА вдоль границы располагались мотоманевренные группы, которые состояли из нескольких застав. Их задачей было блокировать ущелья и перевалы, по которым бандформирования могли выйти к территории Союза. Санинструктор Валерий Конотоп вспоминает:

- Наша мангруппа выбила басмачей из Мармольского ущелья, и первая застава осталась на входе, чтобы не допустить продвижение банды. Больше месяца жили в окопах в холоде и впроголодь. Больше всего мечтали о бане: вши заедали. В этих условиях наш лейтенант переносил все тяготы вместе с нами, не создавал для себя специальных условий, да и в бою никогда не прятался за наши спины. За это мы его ценили, уважали и любили.

Вот и пролетел день, полный впечатлений и эмоций. Бывшие воины возвращались в свои города и села с чувством исполненного долга и твердой уверенностью, что эта встреча была не последней.


Его солдаты постарели - он навсегда остался молодым.
Осень 2010 года: сослуживцы Валерия СВИРИДОВА, его родители
и представители макеевской ⌠афганской■ организации на кладбище
в поселке Межевое, где похоронен мужественный офицер

Дмитрий ОГИЛЕЦ,
Сергей ПЕРВЫХ


Загрузка...