.Мзду беру, но за державу обидно.
Примерно так можно в общих чертах охарактеризовать сегодняшнее отношение украинцев к коррупции в стране
Сколько бы ни пытались правозащитники и общественники искоренить это понятие – коррупция – не только из нашего лексикона, но и из повсе-дневной жизни, именно взятки зачастую так и остаются одним из самых действенных и эффективных способов решения проблем. Украинцы по-прежнему готовы брать и давать мзду, какой бы сферы ни касался мешающий им спокойно жить конфликт.
На прошлой неделе в Донецком пресс-клубе были презентованы результаты недавно проведенного исследования «Состояние коррупции в Украине: Донецкая область. Сравнительный анализ общенациональных исследований 2007 и 2011 гг.». Вопрос изучался Киевским международным институтом социологии совместно с Европейской исследовательской ассоциацией.
Изменилось ли за последние годы отношение нашего общества к коррупционному недугу? Ответ на этот вопрос попытались дать инициаторы исследования.
Руководитель экспертного совета Европейской исследовательской ассоциации Светлана Горная отмечает, что в целом за последние несколько лет ситуация действительно немного изменилась:
- Что касается восприятия гражданами распространенности взяточничества в стране, этот показатель остался на прежнем уровне, но реальная коррупционная практика не стала шире, хотя стала интенсивнее. В первую очередь это связано с увеличением числа государственных структур, где население наталкивается на откровенное вымогательство взяток со стороны чиновников. По результатам проведенных опросов среди населения области, жители называют в числе наиболее коррумпированных структур ГАИ, органы милиции, суды и медицинскую сферу. В коррупционные отношения в 2011 году, как утверждает исследование, были втянуты 60,1% опрошенных, что меньше аналогичного показателя четырехлетней давности на семь процентов.
Это хоть и небольшое, но все-таки снижение уровня взяточничества донецкий правозащитник Вадим Черкас связывает с определенной монополизацией различных сфер. По его словам, раньше, чтобы получить, например, участок земли под строительство, человек обращался в управление земельных ресурсов, архитектуры, ускорял процесс «денежным вознаграждением» и получал свои десять соток.
- Теперь же в землеотведении чаще фигурируют гектары, чем сотки, – отмечает Вадим Черкас. – В управления с взятками приходят не 30 граждан, а один, который оформляет всю площадь на себя, а дальше просто перепродает ее. Аналогичная ситуация и в сельскохозяйственном секторе, где происходит уплотнение. Там тоже монополизация. То есть по сути масштабы взяточничества не изменились, просто оно распределилось по разным уровням. Количество людей, которые сталкивались с коррупцией, уменьшается, но число сфер, в которых встречается такой опыт, увеличивается.
В контексте всего вышесказанного интересен и тот факт, что зачастую вымогать взятку у приходящих граждан чиновникам даже нет необходимости. Люди сами готовы «решать вопросы» именно таким способом, даже не пробуя идти по другому пути. Хотя в сравнении с показателями 2007 года число таких значительно сократилось.
- Добровольно предлагать взятки продолжают около 10% опрошенных нами респондентов, – говорит заместитель директора Киевского международного института социологии Виктория Захожа. – Но положительные тенденции есть. Результаты последнего исследования показали, что тех, кто предпочитает общаться с чиновниками в таком формате, стало на 17% меньше, если проводить параллели с данными 2007 года.
Относительно того, кто же должен в первую очередь прилагать усилия, чтобы мы забыли, что такое взятки, себя украинцы называют далеко не в первую очередь. Инициатива должна исходить сверху, уверены участники исследования. Ответственность за борьбу с коррупцией абсолютное большинство опрошенных жителей Донбасса (77%) возлагают на президента страны. В числе своих обязанностей противодействие мздоимству усматривают только 18% респондентов. В то же время в то, что власть действительно хочет изменить ситуацию и одержать победу в борьбе с этим социальным недугом, верят только 17% принявших участие в исследовании.
Из тревожных и тот факт, что увеличилось число украинцев, готовых искать коррупции оправдания, если она помогает решать сложные вопросы. Сегодня таких почти половина – 48,9% опрошенных.
Уменьшилось и число тех, кто готов лично, в своей конкретной житейской ситуации, противостоять коррупционерам. Причем если в целом по стране этот показатель равен 34% (преимущественно молодежь, чаще мужчины, с высшим образованием и высоким уровнем доходов), то по Донецкой области картина более плачевна. Здесь готовность отстаивать свои права демонстрируют только 20,9% опрошенных. Портрет смелых – люди с высшим образованием, доходом более 1000 грн. в месяц, в возрасте моложе 60 лет.
И самое печальное – только 4% (!) из общего числа жертв коррупционных схем на деле пытались защищать свои права. Главная причина такой инертной позиции – уверенность в том, что все усилия все равно будут напрасными. Как говорится, снова на те же грабли: с нашего молчаливого согласия общество продолжает прогнивать все глубже и глубже.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что главным источником информации о состоянии дел в коррупции для населения являются средства массовой информации. На деле же нет более объективного источника, чем наша повседневная жизнь, в которой с взяточничеством мы сталкиваемся уже не в теории, а на практике.